Первая Мурманская коллегия адвокатов. тел. 701-281

Адвокат в Европейском суде по правам человека

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) - это судебный орган Совета Европы, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд контролирует выполнение данной Конвенции государствами - участниками путем рассмотрения жалоб на ее нарушения, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами - участниками своих обязательств в соответствии с Конвенцией.30 марта 1998 года принят Федеральный Закон РФ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человекаи основных свобод и Протоколов к ней».

С этой даты государство - участник обязано обеспечивать «каждому находящемуся под его юрисдикцией» права и свободы, предоставленные Конвенцией.

Какие права гарантируются Конвенцией и подлежат защите? 

Конвенция и Протоколы № 1, 4, 6, 7, 12 и 13 к Конвенции гарантируют следующие права и свободы, нарушение которых заявитель обязан обосновать в своей жалобе: 
- запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с человеком или наказания (ст. 3 Конвенции); 
- запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции); 
- запрещение злоупотребления правами (ст. 17 Конвенции); 
- запрещение высылки граждан из своей страны (ст. 3 Протокола N 4 к Конвенции);
- запрещение дискриминации в пользовании правами (ст. 14 Конвенции, ст. 1 Протокола N 12 к Конвенции); 
- запрещение лишения свободы за долги (ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции); 
- запрещение смертной казни (ст. 1 Протокола N 6, ст. 1 Протокола N 13 к Конвенции);- право на жизнь (ст. 2 Конвенции); 
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции); 
- право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 - 4 Протокола N 7 к Конвенции);
- право на уважение частной жизни (на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность корреспонденции - ст. 8 Конвенции); 
- право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции); 
- право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации (ст. 10 Конвенции); 
- право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право создавать профсоюзы (ст. 11 Конвенции), право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции); 
- право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13 Конвенции); 
- право на вступление в брак и создание семьи, равенство супругов (ст. 12 Конвенции, ст. 5 Протокола N 7 к Конвенции); 
- права иностранцев (ст. 16 Конвенции, ст. ст. 2 - 4 Протокола N 4 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 7 к Конвенции); 
- право беспрепятственного пользования своим имуществом (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции); 
- право на образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции); 
- право на свободные выборы (ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции); 
- право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право не быть судимым или наказанным дважды (ст. ст. 2, 4 Протокола N 7 к Конвенции); 
- право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции). 

Европейский Суд по правам человека рассматривает только те жалобы, в которых подробно изложено нарушение прав, предусмотренных Конвенцией. Одним из пунктов формуляра жалобы, который необходимо заполнить, является как раз «изложение имевших место нарушений Конвенции и Протоколов к ней и подтверждающих аргументов».

Кто может обращаться в ЕСПЧ?

В ЕСПЧ могут обращаться не только физические лица, но и юридические лица: как некоммерческие, так и коммерческие организации. Судом рассмотрено уже множество жалоб, поданных кооперативами, банками, ассоциациями, фондами, акционерными обществами и иными коммерческими и некоммерческими юридическими лицами различных организационно-правовых форм. 
Какие жалобы принимаются Европейским Судом?ЕСПЧ принимает к рассмотрению только те жалобы, где ответчиком является государство. Споры граждан и юридических лиц с другими физическими лицами и организациями не подпадают под юрисдикцию суда.Какие этапы проходит жалоба?Изначально жалоба заявителя попадает в Секретариат ЕСПЧ. Юристы Секретариата проводят анализ жалобы и подготавливают все необходимые материалы. 
Если жалоба подана только на языке заявителя, которым он свободно владеет (а не на одном из официальных языков ЕСПЧ – английском или французском), это затрудняет ее понимание, вследствие чего юрист Секретариата при составлении краткого резюме жалобы может исказить ее суть. Перевод жалобы на официальный язык Суда повышает шансы на признание ее приемлемой.Далее жалоба попадает в Комитет, который принимает решение о неприемлемости жалобы или передает ее на рассмотрение в Палату. На данном этапе отклоняется более 90% жалоб. 
В свою очередь Палата принимает решение по вопросу приемлемости жалобы и выносит постановление по существу (действительно ли нарушаются права, предусмотренные Конвенцией, и если нарушены – то присуждается справедливая компенсация). При попадании жалобы в Палату она также проходит этап коммуницирования: направление ее властям Государства-ответчика для представления ими ЕСПЧ пояснений по фактам жалобы и возражений по поводу приемлемости жалобы и по ее существу.
В течение трех месяцев с момента вынесения постановления Палатой стороны могут обратиться с апелляцией в Большую Палату. Также Большая Палата рассматривает споры между государствами или в случае вынесения решений, противоречащих предыдущей практике Суда. В какие сроки должна быть подана жалоба в ЕСПЧ? Жалоба признается приемлемой только в случае «исчерпания всех национальных средств правовой защиты». 
В уголовном процессе должны быть пройдены две инстанции: первая и апелляционная. В гражданском процессе кассация также признана средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию перед подачей жалобы в Европейский Суд по правам человека. После прохождения данных инстанций и получения окончательного решения суда вы можете в течение 6 месяцев подать жалобу в ЕСПЧ. 
Что вы можете получить в случае, если ЕСПЧ признает нарушение Ваших прав? ЕСПЧ не имеет права отменять или изменять судебные акты, вынесенные российскими судами. Но если Суд признает нарушение прав, предусмотренных Конвенцией, то это может быть основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Данный вывод изложен в Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч.2 ст.392 Гражданского процессуального кодекса РФ от от 26 февраля 2010 г. № 4-П. Также ЕСПЧ может присудить заявителю справедливую компенсацию – возмещение на основании ст. 41 Конвенции. Это либо денежная компенсация, либо признание Государством-ответчиком нарушения прав заявителя. Составляющими справедливой компенсации являются материальный ущерб, нематериальный ущерб, судебные издержки и расходы. 
Как подать жалобу в ЕСПЧ? Для подачи жалобы необходимо заполнить официальный документ, имеющийся на сайте ЕСПЧ – формуляр. Формуляр может быть заполнен и на русском языке, но в случае признания жалобы приемлемой после этапа коммуницирования вся переписка с ЕСПЧ ведется только на официальных языках - на английском и французском. К жалобе предъявляются очень строгие требования, все они должны быть четко соблюдены. 
В случае несоблюдения хотя бы одного из них Суд признает жалобу неприемлемой и откажет вам в ее рассмотрении. Все требования к жалобе имеются на официальном сайте Европейского суда по правам человека.С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция ст.47 Регламента Суда, которая определяет условия обращения в Суд и правила подачи полной и надлежаще оформленной жалобы. Все соответствующие документы, включая формуляр жалобы и Инструкцию по заполнению формуляра жалобы, были обновлены. В связи с этим, необходимо использовать новую редакцию формуляра.
Если будет использована старая редакция, Суд не станет принимать жалобу. В связи с огромным потоком жалоб юристы Секретариата не будут разбираться в том, по каким причинам не соблюдены требования к жалобе, почему пропущен срок ее подачи, почему полностью не освещены все нарушения Конвенции и факты, их доказывающие. 
Именно поэтому доверить составление жалобы необходимо профессионалу.Что подразумевает услуга адвоката по подготовке обращения в ЕСПЧ?- анализ всех имеющихся в Вашем деле документов и фактов;- определение перспектив подачи жалобы в ЕСПЧ, определение всех фактических обстоятельств дела, проверка возможности их документального подтверждения;- анализ условий приемлемости конкретной жалобы;- анализ практики ЕСПЧ по аналогичным вопросам, в частности, анализ практики подачи жалоб российскими гражданами;- непосредственно составление жалобы и ее подача в ЕСПЧ, ее корректировка с соблюдением сроков подачи;- приложение всех необходимых документов к жалобе;- перевод жалобы на официальный язык ЕСПЧ;- ведение переписки с Секретариатом Суда на официальном языке ЕСПЧ;- при необходимости представление Ваших интересов в устных слушаниях в ЕСПЧ. 
Для успешной подачи жалобы необходимо прибегать к помощи профессионала, желательно квалифицирующегося именно на защите прав в Европейском Суде по правам человека. 
Именно адвокат, имеющий квалификацию в сфере ЕСПЧ, сможет соблюсти все требования при подаче жалобы и преподнести Ваше дело в выгодном свете. Кроме того, перевод жалобы на официальный язык требует особых навыков ( в случае, если Ваша жалоба будет признана приемлемой, и суд сочтет целесообразным дальнейшее разбирательство). 
Даже человек с хорошим уровнем английского/французского вряд ли сможет вести переписку корректно в силу того, что требуется знание официальной лексики, которую использует Европейский Суд по правам человека.
Мы рады оказать Вам квалифицированную юридическую помощь по любому вопросу, связанному с подачей жалобы в ЕСПЧ. 

Если Вы хотите обратиться в Европейский суд по правам человека свяжитесь с нами по телефону: 701-281

теги: европейский суд адвокаты, деятельность адвоката в европейском суде, адвокат в европейском суде по правам человека, европейский суд жалоба