Первая Мурманская коллегия адвокатов. тел. 701-281

Типичные нарушения положений Кодекса РФ об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена определенная процедура привлечения лица к ответственности за совершение административного правонарушения. Вместе с тем, органами и должностными лицами, в полномочия которых входит возможность привлечения граждан, должностных лиц и организаций к административной ответственности довольно часто допускается ряд существенных ошибок, которые, в случае обращения на них внимание адвокатом, либо юристом по административным делам, чаще всего приводят к прекращению производства по делу об административном правонарушении. 
Анализ значительного количества дел, проведенных адвокатами по административным делам Первой Мурманской коллегии адвокатов свидетельствует о допущении правоприменительными органами, в частности двух следующих нарушений, которые влекут невозможность привлечения к административной ответственности. 
Согласно статье 28.2 КоАП Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются, в том числе, дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное дело. 
Составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации). 
Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. 
Протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности или его законного представителя или при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении лица, в отношении которого возбуждено административное производство, процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений. 
В случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности не было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола и на это нарушение будет обращено внимание в ходе производства по делу адвокатом по административным делам, такое нарушение может служить основанием для прекращения производства по делу. Согласно положениям части 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. На основании части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. 
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для административных органов. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. 
Из изложенного следует, что при ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а также при отсутствии в материалах дела доказательств его отказа от получения извещения, указанное нарушение, как правило, признается достаточным для прекращения производства по делу об административным правонарушении. 
Указанные нарушения являются наиболее типичными в делах об административных правонарушениях. В то же время для оказания наиболее квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях рекомендуем Вам обратиться к адвокату по административным делам в городе Мурманске.